Читайте

Новости

Статьи

Обзоры

Каталог

Второй год подряд Рижский порт становится ведущим портом стран Балтии

24.02.2014
Оценивая результаты работы за 2013 год, можно сделать вывод — показатели перевалки грузов в Рижском Свободном порту можно оценить как позитивные, а реализуемые проекты по усовершенствованию инфраструктуры порта позволяют с уверенностью и оптимизмом планировать деятельность и в 2014 году, сообщили в пресс-службе порта.

В 2013 году в Рижском порту было перевалено 35,5 миллионов тонн различных грузов, что на 1,6 % меньше, чем в предыдущем году. Год начался со значительного падения объемов перевалки в сегменте насыпных грузов — эксперты отрасли связывают это с глобальными тенденциями, повлиявшими на цены на уголь во всем мире.

В то же время, согласно прогнозам экспертов, перевозки российского угля, осуществляемые через Рижский порт, в страны Европы, а также в Китай и Индию, в ближайшем будущем обретут былую конкурентоспособность на мировых рынках и объемы перевозок через Рижский порт будут продолжать расти. В начале прошлого года эксперты предрекали значительный спад на рынке лесоматериалов, в связи с нестабильной ситуацией на Ближнем Востоке, вызвавшей падение спроса на пиломатериалы, а также из-за закрытия крупного целлюлозного предприятия в Норвегии, и подобных планов относительно таких же компаний в Швеции и Финляндии, что снизило спрос на древесину.

Ажиотаж вокруг спорных исследований относительно конкурентоспособности, проведенных Всемирным Банком, а также неоднозначный вопрос об уплате портовых сборов в государственный бюджет, что может привести к снижению конкурентоспособности порта, — все это, безусловно, стало испытанием для всей транзитной отрасли.

Есть и еще один фактор, который влияет на грузооборот в Балтийском регионе — это политика России по отношению к местным портам. Согласно данной политике грузопоток должен в первую очередь направляться в такие порты, как, например, Усть-Луга и Приморск.

Несмотря на иногда неблагоприятные внешние условия, инвестиционная активность в Рижском Свободном порту оценивается как достаточно высокая. В конце 2013 года в порту закончилось строительство терминала перевалки и кратковременного хранения минеральных удобрений Riga Fertillizer Terminal и 18 декабря терминал приступил к работе. Общий объем инвестиций в данный проект составил более чем 60 миллионов евро. Суда с грузом минеральных удобрений смогут отправляться из Рижского порта в Южную Америку, Китай, Индию, Европу, Австралию и многие другие страны. Принимая во внимание тот факт, что терминал только начал свою деятельность, в 2014 году он сможет перевалить 1,5-1,8 миллионов тонн минеральных удобрений.

В 2014 году планируется сдать в эксплуатацию также и терминал перевалки насыпных грузов Riga Bulk Terminal.

В 2013 году латвийский филиал банка Nordea Bank Finland Plc вместе с банком Pohjola Bank Plc заключили кредитный договор о финансировании Управления Рижского Свободного порта в объеме 80,2 миллионов евро. Данные средства предусмотрены для реализации проекта по развитию инфраструктуры, который связан с переносом деятельности порта из центра Риги в северную часть острова Криеву. В рамках данного проекта планируется строительство 5 причалов общей длиной в 1430 м. Первоначально планируемая глубина у причала составляла 15 м, но в перспективе она будет увеличена до 17 м, чтобы можно было обслуживать все заходящие суда. Строительные проекты, связанные с созданием инфраструктуры на острове Криеву, планируется закончить в сентябре 2014 года. Данный проект реализуется благодаря со-финансированию из фонда Кохезии в размере 54 миллионов лат.

При анализе данных за 2013 год, можно сделать вывод — Рижский порт обслуживает 25,4 % доли рынка относительно портов стран Балтии и уже второй год подряд является ведущим портом Балтии.

6,8 миллионов тонн грузов перевалено в сегменте генеральных грузов, что на 2 % больше, чем в прошлом году. В связи с тем, что контейнерные грузы данного сегмента считаются грузами стратегического значения, и доля грузов данного вида постоянно растет, оказывая значительное влияние на общемировую структуру грузоперевозок, следует отметить стабильный рост в этой группе и тот факт, что контейнерные грузы сохраняют роль лидера в сегменте генеральных грузов. В 2013 году было перевалено 3,9 миллионов тонн контейнерных грузов, что на 7,6 % больше чем в прошлом году. На 1,9 % увеличился объем грузоперевозок Roll on / Roll off , и составил 597 тыс. тонн. Увеличились также объемы перевалки различных металлов.

Относительно сегмента генеральных грузов — сравнительно небольшой спад наблюдался в перевалке лесоматериалов (-10,4%), тем не менее, общий объем грузов древесины составляет значительную часть общих объемов грузов, переваливаемых терминалами — около 2 миллионов тонн.

За время отчетного периода в рамках сегмента насыпных грузов было перевалено 21,6 миллионов тонн, что на 0,3% меньше чем в 2012 году. В целом в 2013 году в Рижском порту было перевалено 14 миллионов тонн угля, на 10% меньше чем в прошлом году.

Положительным фактом является то, что в сегменте остальных насыпных грузов, таких как асфальт, (сахар) продукты свекловодства, пеллеты и т.д., объемы выросли на 21,9% (в общей сложности 2,8 миллионов тонн). В течение отчетного периода в порту значительно увеличился объем перевалки щебня (в целом 1 миллион тонн), а также руды, составив 445 000 тысяч тонн. Хотя общий объем перевалки щепы снизился, так же как и объем лесоматериалов, относящихся к генеральным грузам, следует положительно оценивать тот факт, что грузооборот древесных гранул и пиломатериалов увеличился и за отчетный период в порту было перевалено 801 000 тонн (+13,8%) древесных пеллет и 313 000 тонн (+15,5%) пиломатериалов. Существенно увеличился объем перевалки различных металлов (всего 472 тыс. тонн.);

В то же время спад объемов перевалки минеральных удобрений снизился до минимума и в 2013 году в целом было перевалено 1,4 миллионов тонн (-0,3) минеральных удобрений, что расценивается как значительный вклад в общий грузооборот Рижского порта.

Наибольшее снижение объемов наблюдается в сегменте наливных грузов (661 тыс. тонн, —8,5%), так как с начала года снизился объем перевалки нефтепродуктов. В 2013 году в порту обслужили 838 тысячи пассажиров, на 2,8% больше, чем в 2012 году. В то же время количество пассажиров круизных судов снизилось на 19,4%. За время круизного сезона в Рижском порту побывали 67 тысяч пассажиров круизных судов.


Читать другие публикации...